Read my blog in their native language!

English French German Spain Italian Dutch Russian Portuguese Japanese Korean Arabic Chinese Simplified

понедельник, 2 января 2012 г.

Что год грядущий нам несет: некоторые новшества украинского законодательства с 01.01.2012 года

Так уж повелось, что у нас приход нового года связан не только с праздничными ожиданиями, но и с изменениями в законодательстве, которые будут иметь значительное влияние на работу предпринимателей и предприятий в Украине да и жизнь граждан страны не только в грядущем году, но и в последующие годы.
Данная статья посвящена анализу основных изменений, которые затронут наиболее широкие слои предпринимателей и граждан.

Среди законов, вступающих в силу в первые дня 2012 года обратим внимание на следующие:
ЗАКОН УКРАИНЫ «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» и связанный с ним
ЗАКОН УКРАИНЫ «О внесении изменений в Закон Украины "О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»

Закон Украины о перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности был принят парламентом еще в мае 2011 года. Этим законом определен исключительный перечень разрешительной документации, которые должны быть у субъекта предпринимательства, другие документы, нежели указанные в данном списке, требовать у субъектов хозяйственной деятельности запрещено. Исключение составляют разрешительные документы, предусмотренные нормами международных договоров Украины, ратифицированных Верховной Радой Украины, а также документы, предусмотренные специальным законодательством, регулирующим сферы государственного экспортного контроля, госрегулирования рынков финуслуг, защиты государственной тайны, защиты экономической конкуренции и использования ядерной энергии.

В то же время, стоит отметить, что Перечень, прилагаемый к Закону достаточно обширен и содержит 143 позиции. Перечень представляет собой некую систематизацию разрешительной документации, получение которой предусмотрено различными нормативными актами Украины. Собственно перечень представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов (столбец с порядковыми номерами не считаем), в которой левый столбец содержит наименования документов разрешительного характера, а правый – наименование законодательного акта Украины, в котором предусмотрена необходимость получения такого документа. Например, «Разрешение на использование номерного ресурса» - Закон Украины «О телекоммуникациях», или «Разрешение на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» и Закон Украины «Об автомобильном транспорте».

Пользоваться перечнем крайне неудобно, поскольку непонятно, по какому принципу были систематизированы документы разрешительного характера. Похоже, парламентарии просто поленились сгруппировать их хотя бы по законодательным актам, в которых они упоминаются. К примеру, документы разрешительного характера, предусмотренные Земельным кодексом Украины встречаются как в начале Перечня, так и в середине и в конце через несколько десятков позиций, аналогичные примеры по Водному кодексу Украины, Лесному кодексу Украины и т.д.
ЗАКОН УКРАИНЫ «О внесении изменений в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

С 01.01.2012 года этим законом в Украине вводится применение международных стандартов финансовой отчетности, если таковые не противоречат Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и опубликованы на веб-сайте Министерства финансов Украины. Таким образом, законодательно закреплено, что веб-сайт Минфина является источником официальной информации. Обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности законом вводится лишь для публичных акционерных обществ, банков, страховиков, а также предприятий, которые осуществляют хозяйственную деятельность по видам, перечень которых установлен Кабинетом Министров Украины, а именно: предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010) - начиная с 1 января 2013 года и вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (группа 66 КВЭД ДК 009:2010) - начиная с 1 января 2014 года.

Остальные предприятия определяют целесообразность использования международных стандартов самостоятельно.
ЗАКОН УКРАИНЫ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных»

Начнем с предыстории. С первого января нынешнего, 2011 года, вступил в силу Закон Украины «О защите персональных данных». Согласно данного закона, база персональных данных подлежит государственной регистрации путем внесения соответствующей записи уполномоченным государственным органом по вопросам защиты персональных данных в Государственный реестр баз персональных данных. Заявление о регистрации базы персональных данных подается ее владельцем в уполномоченный орган по вопросам защиты персональных данных. Исходя из норм Закона, владельцем баз персональных данных является любое предприятие, на котором есть наемные рабочие, у которого есть клиенты или контрагенты физические лица. То есть действие закона охватывает практически все предприятия и даже физических лиц-предпринимателей. Соответственно, все владельцы баз персональных данных обязаны подать заявления о регистрации таких баз в Государственную службу Украины по вопросам защиты персональных данных. До 01 января 2012 года неподача заявлений была безнаказанной, однако с указанной выше даты вступают в силу ряд изменений в законодательство, устанавливающих административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных, в частности: несообщение или несвоевременное сообщение субъекта персональных данных о его правах в связи с включением его персональных данных в базу персональных данных, цели сбора этих данных и лиц, которым эти данные передаются влечет за собой наложение штрафа на граждан от 3400 до 5100 грн., а на должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 5100 до 6800 грн. Несообщение или несвоевременное сообщение в соответствующую службу об изменении сведений, которые подаются для государственной регистрации базы персональных данных влечет за собой наложение штрафа на граждан от 1700 до 3400 грн., а на должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 3400 до 6800 грн. Уклонение же от государственной регистрации базы персональных данных влечет за собой наложение штрафа на граждан от 5100 до 8500 грн., а на должностных лица и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 8500грн. до 17000грн.

Несоблюдение установленного законодательством о защите персональных данных порядка защиты персональных данных в базе персональных данных, что привело к незаконному доступу к ним влечет за собой наложение штрафа от 5100 до 17000грн.

А согласно новой редакции статьи 182 Уголовного кодекса Украины («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о лице или незаконное изменение такой информации, кроме случаев, предусмотренных другими статьями этого Кодекса караются штрафом от 8500 до 17000грн или исправительными работами сроком до двух лет, или арестом сроком до шести месяцев, или ограничением свободы сроком до трех лет. Те же действия, совершенные повторно, или если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам лица караются арестом на срок от трех до шести месяцев или ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Таким образом, государство продемонстрировало всю серьезность намерений относительно защиты персональных данных своих граждан и добавило поводов для переживаний директорам предприятий и физическим лицам-предпринимателям.
ЗАКОН УКРАИНЫ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг».

Закон существенно совершенствует регулирование рынка финансовых услуг. Расширена и дополнена терминология, касающаяся предмета регулирования Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», покупки в группах, а именно: администрирование финансовых активов для них – отнесены к финансовым услугам, а следовательно – на них также будут распространяться нормы законодательства, регулирующего рынок финансовых услуг. С 9 января 2012 года (поскольку закон вступает в силу через полгода с момента его опубликования) финансовое учреждение перед заключением с клиентом договора о предоставлении ему финансовой услуги дополнительно обязана предоставить ему информацию о самой финансовой услуге, предлагаемой клиенту, с указанием ее стоимости, условиях предоставления дополнительных финансовых услуг и их стоимости, порядке уплаты налогов за счет физического лица в результате получения финансовой услуги, правовых последствиях и порядке проведения расчетов с физлицом вследствие досрочного прекращения предоставления услуги, механизме защиты прав потребителей и пр. Законом также установлены требования к раскрытию информации участниками рынка финуслуг (кроме потребителей), к проведению внутреннего аудита (контроля), введено понятие пруденциального надзора, ужесточены штрафные санкции, налагаемые на участников рынка финансовых услуг за правонарушения, допущенные на этом рынке, скажем, за осуществление деятельности на рынке финансовых услуг без получения соответствующей лицензии, если она необходима согласно законодательства, штраф может составить до 170’000 гривен.
ЗАКОН УКРАИНЫ «О Государственном земельном кадастре».

Принятие этого закона было одним из шагов к созданию рынка земли в Украине. Закон определяет орган государственной власти, ответственный за ведение Государственного земельного кадастра (ГЗК), состав информации по каждому земельному участку, которая должна быть отражена в ГЗК, порядок присвоения кадастрового номера земельным участкам, порядок государственной регистрации земельных участков, устанавливает требования к Поземельной книге и порядку ее ведения. Закон вносит также изменения в Земельный кодекс Украины, Закон Украины «О землеустройстве» Закон Украины «О регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений", связанных с внедрением ГЗК, регистрацией прав на земельные участки, в т.ч. аренды (субаренды) земли, сервитутов, установленных на земельных участках и пр.
ЗАКОН УКРАИНЫ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно облигаций»

С 01 января 2012 года облигации будут существовать исключительно в бездокументарной форме, однако, согласно переходным положениям Закона, облигации, существующие в документарной форме и решения, об эмиссии которых принято до 01.01.2012г., будут находиться в обороте до окончания срока оборота таких облигаций, предусмотренного в их проспекте эмиссии.

Конкретизированы формы погашения отдельных видов облигаций: погашение процентных и дисконтных облигаций осуществляется исключительно деньгами. Погашение же целевых облигаций осуществляется путем передачи товаров и/или предоставления услуг, а также уплаты средств собственнику таких облигаций в случаях и порядке, предусмотренных проспектом эмиссии облигаций. Основным нововведением закона можно назвать целевые облигации предприятий, выполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта (части объекта) жилого строительства. Эмиссию таких облигаций может осуществлять юридическое лицо, которое вправе согласно с законодательством выполнять функции заказчика строительства такого объекта, или же юридическое лицо, заключившее договор участия в строительстве жилья с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, имеющих право собственности, аренды или постоянного пользования земельным участком, на котором будет размещен объект жилого строительства, которым будет обеспечено выполнение обязательств по целевым облигациям. Закон минимизирует риски владельцев такого вида целевых облигаций от каких-либо действий эмитента, в результате которых на объект жилого строительства может быть наложено какое-либо отягощение, а также предполагает компенсацию убытков владельцам целевых облигаций на случай принятия решения органом исполнительной власти или местного самоуправления об изменении владельца или целевого назначения земельного участка, на котором размещен (или должен быть размещен) объект жилого строительства.

С 01 января 2012 года в Украине начинает действовать новый национальный классификатор Украины ДК 009:2010 "Классификация видов экономической деятельности" (КВЭД), утвержденный Госпотребстандартом (приказ от 11.10. 2010г. № 457 с изменениями от 29.11.2010г. № 530). Этот классификатор, если верить комментариям на веб-сайте Госкомстата Украины, полностью соответствует Классификации видов экономической деятельности Европейского Содружества (NACE, rev.2. Действительно, в классификаторе приведено соответствие видов экономической деятельности в Украине классификациям NACE и Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (ISIC). Для субъектов предпринимательства Госкомстат на своем веб-сайте разместил приложение, позволяющее конвертировать существующие с 2005 года виды экономической деятельности в виды деятельности согласно новой классификации 2010 года: http://kved.ukrstat.gov.ua/

Отдельно следует отметить, что большое количество изменений с 01.01.2012 будет внесено в Налоговый кодекс Украины, в частности: связанные с внедрением упрощенной системы налогообложения и отчетности. Кроме того, с 01.01.2012 года согласно с Налоговым кодексом Украины, ставка налога на прибыль будет составлять 21%, вводится регистрация налоговых накладных плательщиками НДС - продавцами в Едином реестре налоговых накладных, которая вводится для плательщиков этого налога, у которых сумма НДС в одной налоговой накладной составляет более 10 тысяч гривен. Полный анализ изменений в Налоговый кодекс, вступающих в силу с 01 января 2012 года, требует написания отдельного материала, что и будет сделано в ближайшее время.
Комментарий эксперта

Божко Юлия, адвокат, партнер Юридической компании «Закон Победы»

Регистрация в качестве физического лица-субъекта предпринимательской деятельности и оплата единого налога по упрощенной системе налогообложения является одним из вариантов оптимизации налогообложения.

Основные изменения, предусмотренные Кодексом по сравнению с предыдущим законодательством:

* увеличение объемов годового дохода, дающего право находиться на упрощенной системе;
* привязка ставок единого налога к размеру минимальной заработной платы и установление в налоговых целях 4 категорий плательщиков;
* не предусмотрена надбавка к фиксированным ставкам налога за каждого наемного работника физического лица;
* отмена ограничения отнесения на расходы налогоплательщика на прибыль расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц – плательщиков единого налога;
* ограничена сфера применения упрощенной системы налогообложения для отдельных видов хоздеятельности;
* установлена ответственность налогоплательщика за применение другого способа расчетов, осуществление деятельности, не указанной в свидетельстве, превышение предельного объема дохода и т.д.;
* установлены основания для аннулирования свидетельства плательщика единого налога и т.д.

Одним из наиболее существенных нововведений Кодекса в отношении физических лиц-СПД является выделение 3-х групп плательщиков налогов, которые применяют упрощенную систему налогообложения (4-я группа – это юридические лица с доходом до 5 млн. грн. и количеством сотрудников до 50 человек). Принадлежность СПД к определенной группе определяется видом хоздеятельности, использованием им труда наемных лиц и объемом доходов в течение календарного года. Размер единого налога, в свою очередь, зависит от того, к какой группе отнесен СПД.

Свидетельства об уплате единого на 2011 год являются действительными до получения нового свидетельства, выданного по новым правилам, но не позднее чем до 1 июня 2012 года. При этом, для получения нового свидетельства необходимо подать соответствующее заявление о выборе упрощенной системы в налоговую не позднее 25 января 2012 года.

Еще одним не менее существенным нововведением Кодекса является невозможность применения упрощенной системы налогообложения для отдельных видов хоздеятельности, в том числе, деятельности по организации, проведению азартных игр, обмену иностранной валюты, управлению предприятиями, предоставлению услуг почты и связи, продаже предметов искусства и антиквариата, организации и проведению гастрольных мероприятий, деятельности в сфере аудита, по предоставлению в аренду земельных участков площадью более 0,2 га, жилых помещений площадью более 100 м2, нежилых помещений и/или их частей площадью более 300 м2 и т.п.

Подытоживая, неоспоримыми преимуществами Налогового кодекса Украины в части упрощенной системы налогообложения являются введение дифференцированного подхода к классификации СПД в зависимости от годового дохода, а также предоставление физическим лицам-предпринимателям возможности регистрации плательщиком НДС. Подобный подход позволит создать равные конкурентные условия с субъектами хозяйствования, которые работают на общей системе налогообложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий